Передвижники
Постолова Н. В.
Надіслав: Олійник Юрій (26 грудня 2011р.)
Анотація

Современный взгляд на движение "Товарищество передвижных художественных выставок". Условия реализации экономических и творческих задач передвижников 70-80 х. годов 19 века.

Передвижники
Высшим художественным учебным заведением в Российской империи XVIII – XIX веков была Петербургская Академия художеств, основанная в 1757 году как «Академия трех знатнейших искусств». Императорская Академия была учебным заведением и правительственным учреждением, регулирующим художественную жизнь страны, распределяющим заказы на художественные работы, выполняющим экспертные оценки художественных произведений, присуждающим художникам звания.

         В XVIII – начале XIX веков Петербургская Академия была прогрессивным центром художественной жизни России, и утверждала принципы классицизма. С развитием реализма в изобразительных искусствах, Академия, оставшаяся на прежних позициях, превратилась в консервативное учреждение.

         Обучение и практические навыки воспитанников Академии оценивались вручением им малых и больших золотых медалей. Для получения малой золотой медали требовалось самостоятельно написать живописное произведение (или создать скульптурное). Обладатели малых медалей в конце курса обучения конкурировали между собой за вожделенную большую золотую медаль. Она давала возможность за счет Общества поощрения художников на шестилетнюю стажировку в Италии в качестве пенсионеров Академии. Каждые три года 12 пенсионеров Академии совершенствовались в художественном мастерстве в странах Европы.

         В 1863 году на конкурс на большую золотую медаль вышли 14 человек, обладатели малых золотых медалей, но большая медаль была представлена всего одна. К тому же усложнились задания конкурса. Как историческим живописцам, так и жанристам была предложена единая тема - «выражение какого – либо чувства или общего действия, - как, например: война, грусть, тоска по отчизне, радость».

         14 конкурентов на золотую медаль обратились в Совет Императорской Академии с прошением «о дозволении нам делать свободный выбор своих сюжетов …дать свободу личным наклонностям художника». Прошение подписали: И. Крамской, А. Корзухин, Ф. Журавлев, К. Маковский, А. Литовченко, К. Лемох и другие. В прошении им отказали, тогда они отказались от конкурса и покинули Академию.

         Это группа «бунтарей» во главе с И. Крамским, в Петербурге создала «Артель художников». Артель стала первой самостоятельной творческой организацией в России и, естественно, положила конец монополии Императорской Академии художеств.

         Артельщики решили совместно работать и отдыхать. Они сняли мастерскую, брали заказы на выполнение икон, картин, фресок, ювелирных изделий, памятников, каминов, давали уроки рисования. Члены артели даже купили фотоаппарат, новинку для того времени, что бы исполнять заказные портреты. Но финансовые издержки на рекламу и аренду мастерской доходы не покрывали.

         В 1869 московская группа художников прислала Артели предложение с проектом «Подвижной выставки художественных произведений». Этот проект был подписан: Г. Мясоедовым, В. Перовым, А. Саврасовым, И. Прянишниковым, Л. Шервудом. Инициатором создания нового объединения художников стал Г. Мясоедов. Петербургские артельщики и инициативная группа художников Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества создали Товарищество передвижных художественных выставок.

         В отличие от Артели, Товарищество предполагало решать просветительские и коммерческие задачи. Целью его стало «освободиться от чиновничьего распорядка». Устав объединения был жестким:

1. Члены Товарищества должны выставлять лишь те работы, которые еще нигде не экспонировались.

2. Исключалось участие членов Товарищества в любых других выставках, даже Академических.

3. 5% от продажи картин с выставки, доходов за входные билеты и продажу репродукций и каталогов шли в фонд Товарищества.

4. Рамы для картин на выставку делались за счет Товарищества.

5. Деньги Товарищества использовались и на помощь «недостаточным» членам объединения (тем, чьи работы плохо продавались).

6. Доход от выставки делился между всеми членами пропорционально стоимости экспонированных картин, даже авторы непроданных картин получали дивиденды.

7. В Товариществе могли состоять только те, кто не оставил занятия искусством. Если на очередной выставке художник не представлял работу – он автоматически выбывал из членов объединения.

         Учредителями Товарищества передвижных художественных выставок стали именитые живописцы: академики: В. Перов, А. Саврасов, Л. Каменев, Н. Ге, М. Клодт, М. Маковский, И. Крамской, В. Якоби, А. Корзухин.

         Товарищество утвердило новую для России экономическую базу выставочной деятельности. Русская публика была приучена властью к тому, что государство должно было заботиться о просвещении подданных, и не пыталось извлечь выгоду от просветительной деятельности. Еще Петр I повелел не брать с посетителей первого в России музея – Кунсткамеры деньги за вход, но к тому же бесплатно поить и угощать их за счет казны после осмотра экспозиции. Ежегодные Академические выставки тоже были бесплатными.

         Впервые плату за осмотр выставки в залах Императорской Академии стали брать в 1859 году, но авторы экспонируемых произведений не получали ничего. Практики организаций выставок – продаж в России не было. Такой опыт имела Европа. В 1863 году в Париже открылся «Салон отверженных», где выставки – продажи были делом обычным, за счет них художники жили. Таким образом, Товарищество ввело в России новую форму независимого существования художника.

         Первая выставка была открыта через год после создания товарищества в ноябре 1871 года в залах Академии художеств. Затем передвигалась по городам: Москва, Киев, Харьков, и через год ее экспозиция завершилась. Картины, которые покупались во время экспозиции, отдавались владельцу после этого года переездов, поэтому выставка во всех городах показывалась полностью.

         Доходы от передвижной выставки были хорошими. Передвижные художественные выставки начали формировать полноценный российский рынок произведений искусства.

         Профессора Академии пережили шок. Они увидели, что русская публика в состоянии приобретать произведения искусства не в единичных экземплярах, а в товарных количествах. Рухнула система ценностей, на которую ушло столетие. Приоритеты Академии в художественной жизни страны рухнули. Товарищество было независимым ни от власти, ни от меценатов.

         И так каждый год, новая выставка Товарищества, путешествуя по империи принося авторам ее произведений известность, популярность и средства для независимости. И все это время между двумя художественными силами государства – Академией и Товариществом шла открытая война. Императорская Академия вела борьбу за молодых художников, увеличивала количество больших золотых медалей, но это уже не решало проблемы. Нужна была реорганизация Императорской Академии.

         Война с турами на Балканах, экономический кризис в стране, и, наконец, новый император Александр III, обожатель реалистической живописи, разрешили противостояние Академии и Товарищества. Указ императора предписывал «выгнать всех, передвижников позвать, школы в провинции устроить». Был принят новый академический устав. Профессорами приглашены художники: И. Шишкин, В. Поленов, И. Репин, В. Васнецов, А. Куинджи, В. Маковский, Н. Кузнецов. В результате реорганизации 1894 года  - Академия стала всего лишь собранием действительных членов Академии, а учебное заведение стало называться Высшим художественным училищем.

         Победа над Академией стала кризисом и для Товарищества. Теперь у Академии художеств вместе с Товариществом была одна жизнь, а у творцов нового прогрессивного искусства – другая. Новые творческие объединения «Мир искусства», Союз русских художников и другие стали определять авангардные направления в русском искусстве рубежа веков. Выставки передвижников продолжались до 1923 года, но в русле революционных преобразований в русском обществе, «смерть» Товарищества никто не заметил.

         Товарищество передвижных художественных выставок стало историческим этапом в развитии общеевропейского реалистического направления в изобразительном искусстве. Оно указало художникам России и Украины реальный путь экономической независимости искусства от диктата государственных структур.

         Художники – реалисты 60-х – 80-х годов возглавляли передовое, демократическое русское искусство. В их жанровых картинах огромную роль играли подробная разработка сюжетов, верная передача характеров и типов, точное воплощение психологических состояний персонажей. Это было искусство критического реализма, которое в 70 – 80 годы отражало прогрессивное направление в живописи, графике, скульптуре и инициатором его было Товарищество передвижных художественных выставок.

         Передвижничество имело своего идеолога – В. В. Стасова. Он был соратником художников – передвижников и композиторов «Могучей кучки», пропагандировал и поддерживал их в своих критических статьях. Стасов стал крупнейшим профессиональным русским художественным критиком 70 -80 годов.

         Большую помощь передвижникам оказал П. М. Третьяков – коллекционер и меценат. Он охотно покупал их произведения и посвятил всю свою жизнь созданию национальной галереи русского искусства. В конце жизни Третьяков передал созданный им музей в собственность г. Москвы с тех пор он носит название «Третьяковская галерея».

         Идеи передвижников получили развитие и на Украине. Под их влиянием в 1890 году в Одессе было создано Товарищество южнорусских художников. Участники этого объединения показывали выставки своих работ в разных городах Украины и юга России. Это способствовало утверждению их как активной художественной силы того времени.

         В этот период возникает и ряд других объединений: Киевское товарищество художественных выставок, Товарищество харьковских художников, Товарищество любителей украинской литературы науки и искусства в Львове, Общество украинских художников.

         Подобно противостоянию Академии художеств и Товариществу в 60 – 80 годы, в конце уходящего девятнадцатого века возник конфликт между передвижниками и новыми объединениями художественных сил. Авангардные модернистские направления одержали победу и их развитие отразилось на искусстве следующего двадцатого века. Методы реализма в новых своих формах существуют в искусстве восточной Европы до наших дней.

         Идея передвижных художественных выставок сохранилась в советской практике второй половины двадцатого века. Это были функции государственных учреждений – музеев и союза художников СССР. Опыт выставок – продаж получил широкое развитие на художественном рынке 90 годов XX – начала XXI веков. В настоящее время с использованием широкой информационной сети, включая Интернет, постепенно упраздняется сам смысл передвижных художественных выставок.

Литература по теме:
  1. Верещагина А. Г, Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. – М.: Искусство, 1990.
  2. Корин П. Д. Об искусстве. – М.: Советский художник, 1982.
  3. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. – Ленинград: Художник РСФСР, 1961.
  4. Пастернак Л. Записи разных лет. – М.: Советский художник, 1975.
  5. Репин И. Е. Далекое и близкое. – Ленинград: Художник, 1982.
  6. Чирко Ф. А. Дореформенная Академия художеств// Пинакотека, 1997, №1.
  7. Экштут С. А, Шайка передвижников. История одного творческого союза. – М.: Дрофа, 2008.
Обговорення
Обговорити (0 коментарів)

Авторизація:

Реєстрація / Забули пароль?
Публікація
Назва:
Передвижники
(Стаття)
Дата изменения:
26 грудня 2011р., 3:59 PM
Оцінка:
Всього оцінок: 0

Оцінювати публікації можуть тільки зареєстровані користувачі

Просмотров: 8055

Опитування Яким ресурсом системи "Херсонський Віртуальний Університет" Ви найчастіше користуєтеся?
відкритої групою 79
групою дистанційного навчання 116
е - бібліотекою 99
Всього голосів: 294
Результати...
Зареєструйтесь, щоб голосувати
Всі закладки...