Тема модулю 1. Теоретико-методологічні основи музичної педагогіки у вищих навчальних закладах.
Тема 1. Введення до курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.
1. Зміст і завдання курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.
2. Особливості музичної освіти у вимірах особистісно-зорієнтованого підходу.
3. Основні вимоги до педагога-музиканта, які зумовлені специфікою його професійної діяльності.
Література:
1. Арчажникова Л.Г. Повышение квалификации преподавателя музыки. // Советская педагогика. – 1982. - №10.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
3. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Навч. – метод. посібник. – К., 1998.
4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.
5. Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посібник. – К., 1996.
6. Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.
7. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. Пособие для студентов пед учеб. Заведений / Э.Б.Абдулин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; под. ред. Э.Д.Абдулина. – М., 2002.
8. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1988.
9. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
10. Педагогічна майстерність: Підручник за ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.
11. Педагогика професионального образования: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В2Т. – М., 2000.
13. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
14. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с
15. Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1985.
16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2000.
Тема 2. Методологія педагогіки вищої музичної освіти
1. Сутність методології музичної освіти та методологічна культура педагога-музиканта.
2. Види дослідницької музично-педагогічної діяльності.
3. Зв’язок педагогіки музичної освіти з філософією та іншими науками.
Література:
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М., 1991.
2. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 13. – М., 1978.
3. Введение в исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. – М., 1995.Дипломная работа: Методическое пособие / Отв. ред. С.А.Козлова. – М., 1998.
5. Коган Г.М. Как делается научная работа: Пособие для молодых музыковедов / Избранные статьи. Вып. 2. - М., 1972.
6. Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навчальний посібник. – К., 1996.
7. Методичні рекомендації до написання дипломних робіт освітньо-кваліфікаційного рівня “спеціаліст” та магістерських дисертацій. – Херсон, 2003.
8. Методологическая культура педагога – музыканта: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений // Под. ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.
9. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Б.Абдулин. – М., 1999.
10. Методология // Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под. ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.
11. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
12. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с
13. Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навчальний посібник. – Тернопіль, 2005.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Методы педагогических исследований // Педагогика: Учебное пособие – 3-е изд. – М., 2000.
15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М., 200.
16. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М., 1995.
Тема 3. Закономірності та принципи музичного навчання і виховання у вищий школі.
1. Сутність закономірностей, які лежать в основі музичної педагогіки.
2. Основні педагогічні принципи музичної освіти.
Література:
1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебн. пособие. – М., 2000.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2000.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов на Дону, 1997.
4. Исаев И.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.
5. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: Навч. посібник. – К., 1997.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
7. Лещенко М.П. Зарубіжні технології підготовки учителів до естетичного виховання . – К., 1996.
8. Лозниця В.С. Психологія і педагогіка. – К., 1999.
9. Масол Л.П. Вивчення музики в 1-4 класах.
10. Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие / Под. ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.
11. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Д.Абдулин. – М., 1999.
12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
13. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений // Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
15. Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.
16. Педагогика профессионального образования: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.
17. Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.
18. Ржецкий Н.Н. Лекции по педагогике: фундаментальные основы. – К., 2001.
19. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с
20. Рудницька О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посібник. – Тернопіль, 2005.
21. Симонов Б.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
22. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.
23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
24. Фібула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. – Тернопіль, 1997.
Тема 4. Форми і методи музично-педагогічної діяльності у ВНЗ.
1. Різновиди форм організації музично-педагогічної діяльності у вищих навчальних закладах освіти: колективні та індивідуальні форми роботи; самостійна навчальна робота; форми соціально-культурного впливу на особистість.
2. Класифікація методів музично-педагогічної діяльності.
3. Вибір методів і форм музично-педагогічної діяльності.
4. Методи контролю результатів навчання і виховання.
Література:
1. Апраксина Г.Л. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.
2. Гончаренко С.І. Методика як наука. – Хмельницький, 2000.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. Пособие. – М., 2000.
4. Дидактика средней школы: Учеб. пособ. / Под. ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.
5. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: Навч. посіб. – К., 1997.
6. Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення: Навч. посіб. для самостійного вивчення дисципліни. – К., 1999.
7. Масол Л.М. та ін. Вивчення музики в 5-8 класах: Навч. посіб. для вчителя. – Х., 2003.
8. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
9. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
10. Педагогика профессионального образования.: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.
11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособ для студентов и преподавателей. – М., 1997.
13. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.
14. Ржацкий Н.Н. Лекции по педагогике: фундаментальные основы. – К., 2001.
15. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
17. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеб. пособ. для студентов, преподавателей, аспирантов. – М., 1998.
18. Фіцула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. – Тернопіль, 1997.
Тема модулю 2. Формування професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.
Тема 1. Сутність професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.
1. Педагогічні цінності в структурі професійно-педагогічної культури.
2. Технологія музично-педагогічної діяльності як компонент професійно-педагогічної культури.
3. Особистісно-творчий компонент професійно-педагогічної культури викладача-музиканта.
Література:
1. Арчажникова Г.Л. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.
2. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя высшей школы: Проблемы и перспективы. – Ростов на Дону, 1997.
3. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В.Бондаревской. – Ростов на Дону, 1995.
4. Громкова М.Т. Педагогическое образование взрослых. – М., 1995.
5. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М., 1993.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.
7. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учения: Культурологический подход. – М., 1999.
8. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.
9. Культура и образование на рубеже тысячелетий / Под ред. В.Н.Окатова. – Тамбов, 2000.
10. Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза / Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
12. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
13. Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.
14. Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М., 2001.
15. Проектирование содержания и технологии профессионального педагогического образования / Под. ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.
16. Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.
17. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с
18. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
19. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.
20. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. – М., 1995.
21. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М., 1996.
Тема 2.. Особливості методичної підготовки педагога-музиканта.
1. Загальнопедагогічна спрямованість методичної підготовки педагога-музиканта.
2. Зміст і завдання музично-методичної підготовки педагога-музиканта.
3. Специфіка методики індивідуального навчання музиці школярів.
Література:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1983.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.
4. Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л.А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования / Совтская педагогика. - №5. – 1989. – С. 65-70.
5. Безбородова Л.А. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательных заведениях. – М., 2002.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Метод. пособие. – М., 1991.
7. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Г.П.Стулова. – М., 1985.
8. Гармаш Е.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя. – К., 1990.
9. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Тексты лекций. – Челябенск, 1990.
10. Засоби навчальної та науково-дослідної роботи. – Х., 2000. Вип. 14.
11. Кабелевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. – М., 1984.
12. Масол Т.О., Беземчук Л.В., Очаковська Ю.О., Наземна Т.О. Викладання музики в 1-4 класах. – Х., 2003.
13. Масол Т.О., Беземчук Л.В., Очаковська Ю.О., Наземна Т.О. Викладання музики в 5-8 класах. – Х., 2003.
14. Методика викладання вокалу у вузі: Програма та методичні рекомендації для студентів магістратури. – К.: НПУ ім.. М.П.Драгоманова, 2003.
15. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Шкляр. – М., 2001.
16. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
17. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.
18. Рудницька О.П. Музика і культура особистості: Проблеми сучасної педагогічної освіти: Навч. посібник. – К., 1998.
19. Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.
Тема 3. Теоретичні основи музично-виконавської методики.
1. Зміст і завдання методики викладання музичного інструменту.
2. Зміст і завдання методики викладання диригування.
3. Зміст і завдання методики навчання сольного співу.
Література:
Література до пункту 1:
фортепіано.
1. Арчожникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1971.
3. Беркиган Т.Л. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1977.
4. Беренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
5. Карто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1985.
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортенианной игры. – М., 1982. – 4-е изд.
7. Трифонов А.А Теория и практика фортепианной педагогики. – Куйбышев. 1979.
8. Тимакин Е.А. Воспитание пианиста. – М., 1984.
9. Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.
10. Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. – М., 1984.
11. Шапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.
Баян і акордеон:
12. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. – М., 1960.
13. Говорушко И.И. Основы игры на баяне. – Л., 1973.
14. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985.
15. Сурков А.А. Пособие для начального обучения игры на готово-выбраном баяне. – М., 1979.
Скрипка:
16. Вопросы скрипичной педагогики: Сб. ст. – М., 1968.
17. Гиндзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.
18. Кашлларов Э.О. О технике левой руки скрипача. – Л., 1960.
19. Лесман П. Очерки по методике обучения игры на скрипке. – М., 1964.
20. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1969.
21. Погожева Т. Некоторые вопросы методики обучения игры на скрипке. – М., 1966.
22. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. – М., 1982.
23. Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М., 1964. – Т. 1.
24. Ямпольский И. Основы скрипичной апликатуры. – М., 1977.
Література до пункту 2.
1. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 1969.
2. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб. пособ. для студентов пед. Институтов. – М., 1990.
3. Живов В.Л. Трактовка хорового произведения. – М., 1986.
4. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. – М., 1973.
5. Казачков С.А. Дирижорский аппарат и его постановка. – М., 1967.
6. Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1977.
7. Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. – М., 1986.
8. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. – Л., 1984.
9. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. – М., 1970.
10. Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П.П.Левадо. – М., 1985.
11. Соколов В.Г. Работа с хором. – 2-е изд. – М., 1983.
12. Стулова Г.П. Хоровой клас. – М., 1988.
Література до пункту 3.
1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы М.И.Глинки. – М., 1963.
2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. стат. Вып. 1-8 / Сост. А.Яковлева. – М., 1985.
3. Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М., 1963.
4. Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. – М., 1968.
5. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. – М., 1985.
6. Луканин В.П. Мой метод работы с певцами. – Л., 1977.
7. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. – К., 1988.
8. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М.-Л., 1967.
9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособ. для студентов пед институтов. – М., 1987.
10. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
11. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.
12. Практические советы по усовершенствованию вокальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. – Ровно, 1989.
13. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М., 1988.
14. Фільц Б.М. Гармонія солоспіву. – К., 1979.
Тема 4. Можливі шляхи удосконалення підготовки педагога-музиканта.
1. Поліпшення якості фахової підготовки в межах ВНЗ.
2. Музично-педагогічна практика як засіб удосконалення професійної підготовки студентів.
3. Організація самопідготовки студентів.
Література:
1. Апраксина О.А Современные требования к школьному учителю-музыканту. – В кн.: Музыкальное воспитание в школе.: Вып. 15. – М., 1982.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.
3. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов. – М., 1985.
4. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М., 1966.
5. Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза // Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.
6. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1973.
7. Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.
8. Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете // Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. – М., 1980.
9. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.
10. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
11. Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.
12. Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.
13. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.