Методика музичного виховання у ВНЗ
Гунько Н.О.
Надіслав: Сергєєва Катерина (17 листопада 2012р.)
Анотація

Методичні ракомендації з дисципліни: "Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах". 

Анотації до лекцій
 

 

Тема модулю 1. Теоретико-методологічні основи музичної педагогіки у вищих навчальних закладах.

Тема 1. Введення до курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.

1.                 Зміст і завдання курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.

2.                 Особливості музичної освіти у вимірах особистісно-зорієнтованого підходу.

3.                 Основні вимоги до педагога-музиканта, які зумовлені специфікою його професійної діяльності.

Література:

1.                 Арчажникова Л.Г. Повышение квалификации преподавателя музыки. // Советская педагогика. – 1982. - №10.

2.                 Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.

3.                 Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Навч. – метод. посібник. – К., 1998.

4.                 Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967.

5.                 Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посібник. – К., 1996.

6.                 Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

7.                 Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. Пособие для студентов пед учеб. Заведений / Э.Б.Абдулин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; под. ред. Э.Д.Абдулина. – М., 2002.

8.                 Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1988.

9.                 Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

10.            Педагогічна майстерність: Підручник за ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.

11.            Педагогика професионального образования: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

12.            Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В2Т. – М., 2000.

13.            Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

14.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с

15.            Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1985.

16.            Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2000.

Тема 2. Методологія педагогіки вищої музичної освіти

1.                             Сутність методології музичної освіти та методологічна культура педагога-музиканта.

2.                             Види дослідницької музично-педагогічної діяльності.

3.                             Зв’язок педагогіки музичної освіти з філософією та іншими науками.

Література:

1.                 Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М., 1991.

2.                 Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 13. – М., 1978.

3.                 Введение в исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988.

4.                 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. – М., 1995.Дипломная работа: Методическое пособие / Отв. ред. С.А.Козлова. – М., 1998.

5.                 Коган Г.М. Как делается научная работа: Пособие для молодых музыковедов / Избранные статьи. Вып. 2. - М., 1972.

6.                 Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навчальний посібник. – К., 1996.

7.                 Методичні рекомендації до написання дипломних робіт освітньо-кваліфікаційного рівня “спеціаліст” та магістерських дисертацій. – Херсон, 2003.

8.                 Методологическая культура педагога – музыканта: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений // Под. ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

9.                 Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Б.Абдулин. – М., 1999.

10.            Методология // Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под. ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

11.            Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

12.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с

13.            Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навчальний посібник. – Тернопіль, 2005.

14.            Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Методы педагогических исследований // Педагогика: Учебное пособие – 3-е изд. – М., 2000.

15.            Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М., 200.

16.            Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М., 1995.

Тема 3. Закономірності та принципи музичного навчання і виховання у вищий школі.

1.                 Сутність закономірностей, які лежать в основі музичної педагогіки.

2.                 Основні педагогічні принципи музичної освіти.

Література:

1.                 Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебн. пособие. – М., 2000.

2.                 Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2000.

3.                 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов на Дону, 1997.

4.                 Исаев И.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.

5.                 Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: Навч. посібник. – К., 1997.

6.                 Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

7.                 Лещенко М.П. Зарубіжні технології підготовки учителів до естетичного виховання . – К., 1996.

8.                 Лозниця В.С. Психологія і педагогіка. – К., 1999.

9.                 Масол Л.П. Вивчення музики в 1-4 класах.

10.            Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие / Под. ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

11.            Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Д.Абдулин. – М., 1999.

12.            Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

13.            Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

14.            Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений // Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.

15.            Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.

16.            Педагогика профессионального образования: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.

17.            Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.

18.            Ржецкий Н.Н. Лекции по педагогике: фундаментальные основы. – К., 2001.

19.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с

20.            Рудницька О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посібник. – Тернопіль, 2005.

21.            Симонов Б.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

22.            Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.

23.            Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.

24.            Фібула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. – Тернопіль, 1997.

Тема 4. Форми  і методи музично-педагогічної діяльності  у ВНЗ.

1.                Різновиди форм організації  музично-педагогічної діяльності у вищих навчальних закладах освіти: колективні  та індивідуальні форми роботи; самостійна навчальна робота; форми соціально-культурного впливу на особистість.

2.                Класифікація методів музично-педагогічної діяльності.

3.                Вибір методів  і форм музично-педагогічної діяльності.

4.                Методи контролю результатів навчання і виховання.

Література:

1.                 Апраксина Г.Л. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.

2.                 Гончаренко С.І. Методика як наука. – Хмельницький, 2000.

3.                 Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. Пособие. – М., 2000.

4.                 Дидактика средней школы: Учеб. пособ. / Под. ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

5.                 Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: Навч. посіб. – К., 1997.

6.                 Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення: Навч. посіб. для самостійного вивчення дисципліни. – К., 1999.

7.                 Масол Л.М. та ін. Вивчення музики в 5-8 класах: Навч. посіб. для вчителя. – Х., 2003.

8.                 Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

9.                 Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

10.            Педагогика профессионального образования.: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

11.            Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.

12.            Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособ для студентов и преподавателей. – М., 1997.

13.            Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.

14.            Ржацкий Н.Н. Лекции по педагогике: фундаментальные основы. – К., 2001.

15.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с

16.            Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.

17.            Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеб. пособ. для студентов, преподавателей, аспирантов. – М., 1998.

18.            Фіцула М.М. Педагогіка: Навч. посібник. – Тернопіль, 1997.

 

Тема модулю 2. Формування професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.

Тема 1. Сутність професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.

1.                 Педагогічні цінності в структурі професійно-педагогічної культури.

2.                 Технологія музично-педагогічної діяльності як компонент професійно-педагогічної культури.

3.                 Особистісно-творчий компонент професійно-педагогічної культури викладача-музиканта.

Література:

1.                 Арчажникова Г.Л. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.                 Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя высшей школы: Проблемы и перспективы. – Ростов на Дону, 1997.

3.                 Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В.Бондаревской. – Ростов на Дону, 1995.

4.                 Громкова М.Т. Педагогическое образование взрослых. – М., 1995.

5.                 Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М., 1993.

6.                 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.

7.                 Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учения: Культурологический подход. – М., 1999.

8.                 Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.

9.                 Культура и образование на рубеже тысячелетий / Под ред. В.Н.Окатова. – Тамбов, 2000.

10.            Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза / Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.

11.            Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

12.            Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

13.            Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.

14.            Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М., 2001.

15.            Проектирование содержания и технологии профессионального педагогического образования / Под. ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.

16.            Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.

17.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с

18.            Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

19.            Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

20.            Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. – М., 1995.

21.            Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М., 1996.

Тема 2.. Особливості методичної підготовки педагога-музиканта.

1.                 Загальнопедагогічна спрямованість методичної підготовки педагога-музиканта.

2.                 Зміст і завдання музично-методичної підготовки педагога-музиканта.

3.                 Специфіка методики індивідуального навчання музиці школярів.

Література:

1.                 Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.

2.                 Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1983.

3.                 Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

4.                 Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л.А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования / Совтская педагогика. - №5. – 1989. – С. 65-70.

5.                 Безбородова Л.А. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательных заведениях. – М., 2002.

6.                 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Метод. пособие. – М., 1991.

7.                 Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Г.П.Стулова. – М., 1985.

8.                 Гармаш Е.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя. – К., 1990.

9.                 Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Тексты лекций. – Челябенск, 1990.

10.            Засоби навчальної та науково-дослідної роботи. – Х., 2000. Вип. 14.

11.            Кабелевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. – М., 1984.

12.            Масол Т.О., Беземчук Л.В., Очаковська Ю.О., Наземна Т.О. Викладання музики в 1-4 класах. – Х., 2003.

13.            Масол Т.О., Беземчук Л.В., Очаковська Ю.О., Наземна Т.О. Викладання музики в 5-8 класах. – Х., 2003.

14.            Методика викладання вокалу у вузі: Програма та методичні рекомендації для студентів магістратури. – К.: НПУ ім.. М.П.Драгоманова, 2003.

15.            Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л.В.Шкляр. – М., 2001.

16.            Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

17.            Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

18.             Рудницька О.П. Музика і культура особистості: Проблеми сучасної педагогічної освіти: Навч. посібник. – К., 1998.

19.            Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.

Тема 3. Теоретичні основи музично-виконавської методики.

1.                 Зміст і завдання методики викладання музичного інструменту.

2.                 Зміст і завдання методики викладання диригування.

3.                 Зміст і завдання методики навчання сольного співу.

Література:

Література до пункту 1:

фортепіано.

1.                 Арчожникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.

2.                 Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1971.

3.                 Беркиган Т.Л. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1977.

4.                 Беренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

5.                 Карто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1985.

6.                 Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортенианной игры. – М., 1982. – 4-е изд.

7.                 Трифонов А.А Теория и практика фортепианной педагогики. – Куйбышев. 1979.

8.                 Тимакин Е.А. Воспитание пианиста. – М., 1984.

9.                 Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.

10.            Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. – М., 1984.

11.            Шапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.

Баян і акордеон:

12.            Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. – М., 1960.

13.            Говорушко И.И. Основы игры на баяне. – Л., 1973.

14.            Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985.

15.            Сурков А.А. Пособие для начального обучения игры на готово-выбраном баяне. – М., 1979.

Скрипка:

16.            Вопросы скрипичной педагогики: Сб. ст. – М., 1968.

17.            Гиндзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.

18.            Кашлларов Э.О. О технике левой руки скрипача. – Л., 1960.

19.            Лесман П. Очерки по методике обучения игры на скрипке. – М., 1964.

20.            Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1969.

21.            Погожева Т. Некоторые вопросы методики обучения игры на скрипке. – М., 1966.

22.            Ширинский А. Штриховая техника скрипача. – М., 1982.

23.            Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М., 1964. – Т. 1.

24.            Ямпольский И. Основы скрипичной апликатуры. – М., 1977.

Література до пункту 2.

1.                 Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 1969.

2.                 Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб. пособ. для студентов пед. Институтов. – М., 1990.

3.                 Живов В.Л. Трактовка хорового произведения. – М., 1986.

4.                 Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. – М., 1973.

5.                 Казачков С.А. Дирижорский аппарат и его постановка. – М., 1967.

6.                 Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1977.

7.                 Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. – М., 1986.

8.                 Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. – Л., 1984.

9.                 Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. – М., 1970.

10.            Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П.П.Левадо. – М., 1985.

11.            Соколов В.Г. Работа с хором. – 2-е изд. – М., 1983.

12.            Стулова Г.П. Хоровой клас. – М., 1988.

Література до пункту 3.

1.                 Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы М.И.Глинки. – М., 1963.

2.                 Вопросы вокальной педагогики: Сб. стат. Вып. 1-8 / Сост. А.Яковлева. – М., 1985.

3.                 Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М., 1963.

4.                 Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. – М., 1968.

5.                 Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. – М., 1985.

6.                 Луканин В.П. Мой метод работы с певцами. – Л., 1977.

7.                 Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. – К., 1988.

8.                 Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М.-Л., 1967.

9.                 Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособ. для студентов пед институтов. – М., 1987.

10.            Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

11.            Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

12.            Практические советы по усовершенствованию вокальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. – Ровно, 1989.

13.            Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М., 1988.

14.            Фільц Б.М. Гармонія солоспіву. – К., 1979.

Тема 4. Можливі шляхи удосконалення підготовки педагога-музиканта.

1.                 Поліпшення якості фахової підготовки в межах ВНЗ.

2.                 Музично-педагогічна практика як засіб удосконалення професійної підготовки студентів.

3.                 Організація самопідготовки студентів.

Література:

1.            Апраксина О.А Современные требования к школьному учителю-музыканту. – В кн.: Музыкальное воспитание в школе.: Вып. 15. – М., 1982.

2.            Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

3.            Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов. – М., 1985.

4.            Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М., 1966.

5.            Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза // Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.

6.            Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1973.

7.            Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

8.            Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете // Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. – М., 1980.

9.            Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.

10.       Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

11.       Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

12.       Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

13.       Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

 

 

Завдання до практичних модулів
Тема модулю 1. Теоретико-методологічні основи музичної підготовки у вищих навчальних закладах.

 Тема 1. Мета і завдання курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.

Питання для обговорення та завдання:

1.                 Вказати особливості та значення дисципліни “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах” у професійному розвитку педагога-музиканта.

2.                 Розкрити специфіку і зміст професії “педагог-музикант”, її складність і багатогранність.

3.                 Професіограма педагога-музиканта. Скласти власне резюме на фахівця даного профілю.

Література:

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

3.     Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. Посібник для студентів магістратури. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

4.     Зязюн І.А. Філософія педагогічної дії: Монографія. – Черкаси: Вид.від.ЧНУ ім.Б.Хмельницького, 2008. – 608 с.

5.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

6.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

7.     Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

8.     Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

9.     Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

10.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

11.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

12.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

13.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

14.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

Тема 2. Методологічна культура педагога-музиканта

1.     Сутність методологічної культури педагога музиканта.

2.     Зв'язок педагогіки музичної освіти з філософією та іншими науками.

3.     Розкрити методи музично-педагогічного дослідження: теоретичного та емпіричного рівня кількісної та якісної характеристики результатів статистичної обробки даних.

4.     Розкрити зміст рецензії, доповіді, випускної кваліфікаційної роботи на власному матеріалі.

Література:

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

3.     Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. Посібник для студентів магістратури. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

4.     Зязюн І.А. Філософія педагогічної дії: Монографія. – Черкаси: Вид.від.ЧНУ ім.Б.Хмельницького, 2008. – 608 с.

5.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

6.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

7.     Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

8.     Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

9.     Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

10.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

11.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

12.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

13.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

14.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

Тема 3. Дидактичне забезпечення вищої музичної освіти

1.     Розкрити й надати характеристику закономірностям музичного навчання і виховання у вищий школі.

2.     Сутність основних принципів навчання музичному мистецтву.

3.     Обґрунтувати основні педагогічні умови музично-педагогічного навчання у ВНЗ.

Література:

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

3.     Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. Посібник для студентів магістратури. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

4.     Зязюн І.А. Філософія педагогічної дії: Монографія. – Черкаси: Вид.від.ЧНУ ім.Б.Хмельницького, 2008. – 608 с.

5.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

6.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

7.     Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

8.     Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

9.     Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

10.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

11.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

12.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

13.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

14.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

Тема 4. Основні форми і методи організації музично-педагогічної роботи у ВНЗ.

1.     Дати характеристику різновидам форм професійно-педагогічного навчання студентів-музикантів у вищих навчальних закладах.

2.     Проаналізувати методи педагогічної діяльності у галузі музично-педагогічної освіти.

3.     У чому полягає самоконтроль навчальної діяльності.

Література:

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

3.     Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. Посібник для студентів магістратури. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

4.     Зязюн І.А. Філософія педагогічної дії: Монографія. – Черкаси: Вид.від.ЧНУ ім.Б.Хмельницького, 2008. – 608 с.

5.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

6.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

7.     Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

8.     Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

9.     Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

10.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

11.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

12.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

13.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

14.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

 

 

Тема модулю 2. Формування професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.

Тема 1. Розкрити зміст  і структуру професійно-педагогічної культури педагога-музиканта

Питання для обговорення та завдання:

1.     Дати визначення дефініції “професійно-педагогічна культура педагога-музиканта”.

2.     Педагогічні технології у музично-педагогічній освіті,  які спрямовані на формування професійно-педагогічної культури студентів.

3.     Створення власної візитної професійної картки з огляду на фахову культуровідповідність.

4.     Проаналізувати особистісно-творчий компонент професійно-педагогічної культури викладача-музиканта.

Література

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. пособ. – М., 2000.

3.     Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. – М., 2002.

4.     Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: Навч. посіб. – К., 1997.

5.     Масол Л.П. та інш. Вивчення музики в 1-4 класах : Навч. – метод. посібник. – Х., 2003.

6.     Масол Л.П. та інш. Вивчення музики в 5-8 класах : Навч. – метод. посібник. – Х., 2003.

7.     Музыкальное образование в школе: Учеб. пособ. / Под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

8.     Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Б.Абдулин. – М., 1999.

9.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

10.           Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.

11.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005.

12.           Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

13.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

14.           Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов И.Ф., ШИЯНОВ е.н. Педагогика. – М., 2002.

15.           Фібула М.М. Педагогіка: Навч. посіб. – Тернопіль, 1997.

Тема 2. Зміст і структура методичної культури педагога-музиканта.

1.     Особливості  методичної підготовки педагога-музиканта.

2.     Технології і техніки музичного розвитку суб’єктів учінн.

3.     Підготувати методичні рекомендації до лекції з музично-теоретичних дисциплін.

4.     Розкрити особливості музично-виконавських методик (інструментальної, вокальної, диригентської)..

Література

1.     Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.

2.     Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1983.

3.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

4.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

5.     Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Метод. Посібник для студентів магістратури. – Київ: Центр навчальної літератури, 2003. – 316 с.

6.     Зязюн І.А. Філософія педагогічної дії: Монографія. – Черкаси: Вид.від.ЧНУ ім.Б.Хмельницького, 2008. – 608 с.

7.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

8.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

9.     Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

10.           Падалка Г.М. Педагогіка мистецтва: Теорія і методика викладання мистецьких дисциплін. – Київ: Освіта України, 2008. – 274 с.

11.           Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

12.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

13.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

14.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

15.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

16.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

Тема 3. Зміст, структура, особливості музично-виконавської підготовки педагога-музиканта.

1.Розкрити зміст методики інструментально-виконавської підготовки педагога-музиканта.

2.Особливості вокально-методичної підготовки педагога-музиканта.

3. Методичні засади диригентської підготовки педагога-музиканта.

4. Підготувати декілька планів-конспектів індивідуально-практичних занять до 1, 2, 3, занять.

Література

Фортепіано:

1.     Арчожникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.

2.     Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1971.

3.     Беркиган Т.Л. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1977.

4.     Беренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

5.     Карто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1985.

6.     Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортенианной игры. – М., 1982. – 4-е изд.

7.     Трифонов А.А Теория и практика фортепианной педагогики. – Куйбышев. 1979.

8.     Тимакин Е.А. Воспитание пианиста. – М., 1984.

9.     Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.

10.           Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. – М., 1984.

11.           Шапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.

Баян і акордеон:

1.     Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. – М., 1960.

2.     Говорушко И.И. Основы игры на баяне. – Л., 1973.

3.     Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985.

4.     Сурков А.А. Пособие для начального обучения игры на готово-выбраном баяне. – М., 1979.

Скрипка:

1.                 Вопросы скрипичной педагогики: Сб. ст. – М., 1968.

2.                 Гиндзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.

3.                 Кашлларов Э.О. О технике левой руки скрипача. – Л., 1960.

4.                 Лесман П. Очерки по методике обучения игры на скрипке. – М., 1964.

5.                 Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1969.

6.                 Погожева Т. Некоторые вопросы методики обучения игры на скрипке. – М., 1966.

7.                 Ширинский А. Штриховая техника скрипача. – М., 1982.

8.                 Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М., 1964. – Т. 1.

9.                 Ямпольский И. Основы скрипичной апликатуры. – М., 1977.

Диригування:

1.                 Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 1969.

2.                 Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб. пособ. для студентов пед. Институтов. – М., 1990.

3.                 Живов В.Л. Трактовка хорового произведения. – М., 1986.

4.                 Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. – М., 1973.

5.                 Казачков С.А. Дирижорский аппарат и его постановка. – М., 1967.

6.                 Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1977.

7.                 Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. – М., 1986.

8.                 Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. – Л., 1984.

9.                 Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. – М., 1970.

10.            Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П.П.Левадо. – М., 1985.

11.            Соколов В.Г. Работа с хором. – 2-е изд. – М., 1983.

12.            Стулова Г.П. Хоровой клас. – М., 1988.

                                                   Сольний спів:                                 

1.     Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы М.И.Глинки. – М., 1963.

2.     Вопросы вокальной педагогики: Сб. стат. Вып. 1-8 / Сост. А.Яковлева. – М., 1985.

3.     Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М., 1963.

4.     Дмитриев Л.Д. Основы вокальной методики. – М., 2000.

5.     Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. – М., 1985.

6.     Луканин В.П. Мой метод работы с певцами. – Л., 1977.

7.     Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. – К., 1988.

8.     Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособ. для студентов пед институтов. – М., 1987.

9.     Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

10.           Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

11.           Практические советы по усовершенствованию вокальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. – Ровно, 1989.

12.           Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М., 1988.

13.           Фільц Б.М. Гармонія солоспіву. – К., 1979.

Тема 4. Шляхи оптимізації підготовки педагога-музиканта.

1. Перспективні напрями розвитку музичної педагогіки.

2. Новітні технології формування музично-педагогічної  культури молодих спеціалістів у ВНЗ.

3. Зміст та форми неперервної музично-педагогічної освіти.

Література:

1.     Апраксина О.А Современные требования к школьному учителю-музыканту. – В кн.: Музыкальное воспитание в школе.: Вып. 15. – М., 1982.

2.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

3.     Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов. – М., 1985.

4.     Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М., 1966.

5.     Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза // Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.

6.     Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 1973.

7.     Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете // Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. – М., 1980.

8.     Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. / Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд. стер. – М., 2006.

9.     Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

10.           Ростовський О.Я. Теорія і методика музичної освіти: Навч.-метод.посібник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2011. – 640 с.

11.           Рудницька О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005 – 360 с.

12.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

Завдання до модулів самостійної роботи
Тема модуля 1. Теоретико-методологічні основи музичної педагогіки у вищих навчальних закладах.

Питання та завдання для самостійної роботи:

1.     Філософія і педагогіка музичної освіти: охарактеризувати сутність й архітектоніку світоглядних переконань музиканта-педагога і їх значення для його практичної діяльності.

2.     Музикознавство і музична педагогіка: навести приклади можливого використання музикознавчих знань про стиль та жанри в практичній діяльності педагога-музиканта.

3.     Психологія і педагогіка музичної освіти: охарактеризувати основні області психології в контексті музично-педагогічних проблем.

4.     Розкрити суть індивідуалізації і диференціації музичної навчально-виховної роботи у вищому навчальному закладі.

5.     Охарактеризувати зв’язок аудиторної та самостійної роботи студентів-музикантів.

Література:

1.     Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

3.     Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб. пособ. для вузов. – М., 1995.

4.     Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. – М., 1989.

5.     Левчук Л.Т. Західноєвропейська етика ХХ століття. – К., 1997.

6.     Лутай В.С. Філософія сучасної освіти: Навч. посіб. – К., 1996.

7.     Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособ. для студ. высших пед учеб. заведений / Под ред. Э.Б.Абдулина. – М., 2002.

8.     Михалев М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. – Л., 1990.

9.     Музыкальное образование в школе: Учеб. пособ. / Под ред. Л.В.Шкляр. – М., 2001.

10.           Моль А. Самоактуализация личности и самообразование. – К., 1994.

11.           Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М., 2002.

12.           Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.Я.Зязюна. – К., 1997.

13.           Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2006.

14.           Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

15.           Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1994.

16.           Подласный И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 т. – М., 2000.

17.           Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

18.           Псохология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М., 1996.

19.           Рудницькі О.П. Музика і культура особистості: проблеми сучасної педагогічної освіти. – К., 1998.

20.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посіб. – Тернопіль, 2005.

21.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1997.

22.           Сластенин В.А. и др. Педагогкика: Учеб. пособ. – М., 2000.

23.           Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1985.

24.           Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М., 1995.

Тема модулю 2. Формування професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.

Питання та завдання для самостійної роботи:

1.     Складові професійно-педагогічної культури педагога-музиканта: проаналізувати взаємозв’язок і взаємодію між аксіологічним, технологічним і особисто-творчим компонентами професійно-педагогічної культури педагога-музиканта.

2.     Підготувати рецензію на журнальну статтю з проблеми музичного виховання.

3.     Підготувати наукову доповідь (на навчально-дослідницькому рівні) з музично-педагогічної проблеми, якій присвячена випускна кваліфікаційна робота.

4.     Ознайомитися з поширеними у музичній педагогіці методиками виховання виконавських здібностей (інструментальних, вокальних, диригентських). Надати суб’єктивний аналіз щодо ефективності використання кожної в умовах ВНЗ.

Література до 1 завдання:

1.     Арчажникова Г.Л. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

2.     Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя высшей школы: Проблемы и перспективы. – Ростов на Дону, 1997.

3.     Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В.Бондаревской. – Ростов на Дону, 1995.

4.     Громкова М.Т. Педагогическое образование взрослых. – М., 1995.

5.     Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М., 1993.

6.     Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. – М., 2002.

7.     Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учения: Культурологический подход. – М., 1999.

8.     Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск, 1993.

9.     Культура и образование на рубеже тысячелетий / Под ред. В.Н.Окатова. – Тамбов, 2000.

10.           Макарова Л.Н. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза / Культура, искусство, образование: Проблемы, перспективы развития. – Смоленск, 1999.

11.           Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

12.           Педагогічна майстерність: Підручник / За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.

13.           Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М., 2001.

14.           Проектирование содержания и технологии профессионального педагогического образования / Под. ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.

15.           Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. – М., 1996.

16.           Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

17.           Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

18.           Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. – М., 1995.

19.           Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М., 1996.

Література до 2, 3 завдання:

1.     Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М., 1990.

2.     Абдуллина Э.Б. Методологическая подготовка.

3.     Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1988.

4.     Гончаренко С.І. Педагогічні дослідження: методичні поради молодшим науковцям. – К., 1995.

5.     Дипломная работа: Методическое пособие / Отв. ред. С.А.Козлов. – М., 1998.

6.     Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.

7.     Коган Г.М. Как делается научна работа: Пособие для молодых музыкантов / Избранные статьи. Вып. 2. – М., 1972.

8.     Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары, 2001.

9.     Методичні рекомендації до написання дипломних робіт освітньо-кваліфікаційного рівня “спеціаліст” та магістерських дисертацій. – Херсон, 2003.

10.           Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Под ред. Э.Б.Абдуллина. – М., 2002.

11.           Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. – М., 1999.

12.           Методология // Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под. ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

13.           Музыкант-педагог. Спец. Выпуск журнала «Преподаватель». - №6. – 2001.

14.           Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.

15.           Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2Т. – М., 2000.

16.           Рудницькі О.П. Педагогіка: загальна та мистецька: Навч. посібник. – Тернопіль, 2005.

17.           Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М., 2000.

18.           Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование. – М., 1999.

Література до 4 завдання:

Фортепіано:

1.                 Арчожникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М., 1984.

2.                 Алексеев А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1971.

3.                 Беркиган Т.Л. Методика обучения игры на фортепиано. – М., 1977.

4.                 Беренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

5.                 Карто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1985.

6.                 Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортенианной игры. – М., 1982. – 4-е изд.

7.                 Трифонов А.А Теория и практика фортепианной педагогики. – Куйбышев. 1979.

8.                 Тимакин Е.А. Воспитание пианиста. – М., 1984.

9.                 Теория и методика обучения игры на фортепиано / Под ред. А.Каузовой. – М., 2001.

10.            Цыпин Г.М. Обучение игры на фортепиано. – М., 1984.

11.            Шапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960.

Баян і акордеон:

12.            Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. – М., 1960.

13.            Говорушко И.И. Основы игры на баяне. – Л., 1973.

14.            Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985.

15.            Сурков А.А. Пособие для начального обучения игры на готово-выбраном баяне. – М., 1979.

Скрипка:

16.            Вопросы скрипичной педагогики: Сб. ст. – М., 1968.

17.            Гиндзбург Л.О. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.

18.            Кашлларов Э.О. О технике левой руки скрипача. – Л., 1960.

19.            Лесман П. Очерки по методике обучения игры на скрипке. – М., 1964.

20.            Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М., 1969.

21.            Погожева Т. Некоторые вопросы методики обучения игры на скрипке. – М., 1966.

22.            Ширинский А. Штриховая техника скрипача. – М., 1982.

23.            Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М., 1964. – Т. 1.

24.            Ямпольский И. Основы скрипичной апликатуры. – М., 1977.

Питання до контрольної роботи
 

1.                 Розкрити зміст і завдання курсу “Методика музичного виховання у вищих навчальних закладах”.

2.                 Назвіть форми зв’язків музичної педагогіки з іншими науками.

3.                 Розкрити сутність професійної діяльності педагога-музиканта.

4.                 Зміст методологічної культури педагога-музиканта.

5.                 Охарактеризувати основні види дослідницької музично-педагогічної діяльності.

6.                 Розкрити основні педагогічні принципи музичної освіти.

7.                 Охарактеризувати форми організації музичної навчально-виховної роботи у вищих навчальних закладах.

8.                 Розкрити класифікацію методів музично-педагогічної діяльності та принципи їх добору.

Методичні вказівки до складання плану-конспекту практичного заняття з музичних дисциплін

 

Планування заняття за такою схемою:

1.                 Формулювання теми, мети і завдання заняття.

2.                 Визначення типу (ознайомлення, розбір) нового твору, поглиблення образу, художнє виконання, мішаний тип.

3.                 Вибір навчального музичного матеріалу (вправи, репертуар та їх кількісний і якісний склад).

4.                 Побудова заняття на основі дидактичних принципів: науковості, систематичності і послідовності, зв’язку теорії і практики, свідомості, активності і самостійності студентів у навчанні, доступності, міцності знань, навичок, умінь.

5.                 Добір комплексу методів і прийомів навчання.

6.                 Використання технічних засобів на занятті.

7.                 Визначення форм і методів контролю за роботою студентів.

8.                 Розробка критеріїв оцінювання.


Обговорення
Обговорити (0 коментарів)

Авторизація:

Реєстрація / Забули пароль?
Публікація
Назва:
Методика музичного виховання у ВНЗ
(Методичні рекомендації)
Дата изменения:
17 листопада 2012р., 10:01 PM
Оцінка:
Всього оцінок: 0

Оцінювати публікації можуть тільки зареєстровані користувачі

Просмотров: 12854

Опитування Чи брали Ви участь в дистанційному навчанні?
Мені це нецікаво 51
Ні, але хочу спробувати 155
Так, в ролі тьютора (студента) 180
Всього голосів: 386
Результати...
Зареєструйтесь, щоб голосувати
Всі закладки...